Эрозия шейки матки: лечение, симптомы, причины

Лечение эрозии шейки матки в крупнейшей и самой оснащённой клинике гинекологии Москвы по низким ценам!

Эрозия шейки матки – это воспалительное заболевание наружной части экзоцервикса с формированием дефекта тканей в области цервикального зева и влагалищной части шеечной поверхности. Однако далеко не все патологические процессы в этом месте являются настоящей эрозией, и не всегда необходимо серьёзное консервативное или хирургическое вмешательство.

эрозия шейки матки

Наружная часть шейки разделяется на экзоцервикс (плоский эпителий) и эндоцервикс (цилиндрический). Граница между этими анатомическими образованиями находится в области шеечного зева. При перемещении этой границы происходит формирование эрозии.

Виды эрозии шейки матки

Врождённая

Обнаружение эрозии на шейке матки у молодых девушек и женщин далеко не всегда требует лечения. Если эктопия обусловлена гормональным дисбалансом и возникшим на этом фоне незавершённым развитием шеечного эпителия, то эрозию называют врождённой. Хотя это не совсем точное определение (смещение цилиндрического эпителия на наружную поверхность шейки носит временный характер и вовсе не является наследственной или врождённой аномалией развития). В большинстве случаев эрозированная поверхность на шейке матки у девушек с течением времени исчезает самопроизвольно.

Истинная

Воспалительный или травматический дефект с типичными признаками формирования раневой поверхности лежит в основе эрозии. Именно этот вариант становится основой для любых других видов болезней и патологических шеечных изменений. Повреждение и последующее разрушение покровного эпителия продолжается недолго – не более 2-2,5 недель. Поэтому, как правило, этот вариант патологических изменений врач обнаруживает редко.

Псевдоэрозия

Любую рану организм человека всегда пытается заживить самостоятельно. Поэтому при образовании истинной эрозии следующим этапом станет эктопия цилиндрического эпителия из эндоцервикса. Постепенное закрытие шеечного дефекта обусловлено работой специальных резервных клеток, которые способны восстановить нарушение клеточной структуры шейки и цервикального канала. По сути, псевдоэрозия — это первый этап самостоятельного заживления истинной эрозии.

Эрозия шейки матки: причины появления

Любое воздействие на наружную и внутреннюю часть шейки может спровоцировать образование шеечного дефекта как основу для истинной эрозии. Следует назвать основные причинные факторы.

Воспаление

С началом половой жизни у каждой женщины появляется риск попадания патогенных микробов во влагалище. Это может быть бактериальная или вирусная инфекция, кандидозные грибки, хламидии или простейшие. В зависимости от вида и количества микроорганизмов может сформироваться воспалительный процесс. Чаще всего это эндоцервицит и кольпит, при которых всегда в той или иной степени повреждается покровный эпителий.

Болезни матки

Спровоцировать заболевание шейки могут проблемы с маткой. При некоторых гинекологических болезнях появляются маточные выделения, которые негативно воздействуют на эпителий наружной части шейки. Чаще всего это следующие проблемы:

Постоянное поступление воспалительного секрета приводит к разрушению эпителиальных клеток в области цервикального канала и шейки.

Травма

Частый травмирующий фактор — родовые повреждения шейки и влагалища. В процессе родового акта могут случаться самопроизвольные разрывы по ходу родового канала или специальные хирургические вмешательства для облегчения процесса родов. Если возникает выворот, то крайне высок риск формирования эрозированного эктропиона. Ещё один вариант травматизации шеечной поверхности — любые диагностические внутриматочные исследования.

Гормональные нарушения

Эпителиальный покров шейки и стенок влагалища подчиняется гормональному влиянию женского организма. При нарушенном балансе половых гормонов одним из осложнений станет образование эрозии на шейке. Часто это бывает у молодых женщин, когда гормональные проблемы обусловлены возрастными изменениями. Иногда при беременности врач находит эрозированную поверхность на наружной части шейки, которая исчезает сразу после родов, что объясняется восстановлением гормонального баланса в послеродовом периоде.

Эрозия шейки матки: симптомы

Проявления любых видов эрозий минимальны и зачастую обусловлены сопутствующими проблемами. Женщина может обратить внимание на следующие симптомы:

Помимо обнаружения гинекологических проблем с придатками или маткой, врач увидит патологические изменения на шейке и назначит дополнительное обследование.

Эрозия шейки матки: диагностика

Кольпоскопия

кольпоскопия матки

Обязательный визуальный осмотр шейки с помощью оптического прибора поможет чётко различить любой вариант патологических изменений.

Кольпоскопические признаки врождённой эрозии:

Кольпоскопия при истинной эрозии:

Кольпоскопические проявления псевдоэрозии:

Цитология

При любом виде эрозии на шейке возникает риск предраковых изменений. Для своевременного обнаружения дисплазии и преинвазивного рака на фоне истинной или псевдоэрозии врач всегда будет проводить онкоцитологическое исследование. Взятые специальной цитощеткой клетки покровного эпителия направляются в лабораторию для оценки предполагаемого риска злокачественного перерождения.

Биопсия

Если на любом этапе обследования обнаружены возможные признаки атипических изменений на шейке при наличии истинной или псевдоэрозии, то необходимо выполнить биопсию. Взятие небольшого кусочка ткани с наиболее подозрительного участка позволит исключить или подтвердить диспластические изменения в эпителиальных клетках.

Эрозия шейки матки: лечение

Для коррекции патологических изменений на шейке применяются следующие правила:

Диатермокоагуляция

После курса противовоспалительного лечения врач выполнит коагуляцию (прижигание) патологического участка на наружной части шейки, немного углубившись в цервикальный канал. На месте теплового воздействия образуется струп, который через 1-3 недели отторгнется. Затем в течение 1,5-2 месяцев произойдёт заживление раны с правильным расположением эпителиального покрова. Этот метод лечения эрозии применяется сравнительно редко из-за большого количества недостатков.

Криокоагуляция

аппарат криокоагуляции

Прижигание эрозии с помощью низкой температуры, в отличие от диатермокоагуляции, имеет массу преимуществ, к которым относятся:

Лазеротерапия

Оптимальная методика лечения эрозии — лазерная вапоризация патологических очагов на шейке. Применение современной высокотехнологичной методики позволяет значительно снизить риск большей части осложнений и ускорить заживление раневой поверхности.

Нужно ли лечить эрозию шейки матки? Отвечает руководитель клиники

Осложнения при эрозии шейки матки

К наиболее опасным последствиям эрозий и псевдоэрозий относятся следующие проблемы и болезни:

Профилактика эрозии шейки матки

Для предотвращения эрозий на шейке следует придерживаться следующих рекомендаций:

профилактика эрозии

Эрозия и псевдоэрозия шейки матки в большинстве случаев обнаруживаются при профилактическом осмотре врачом-гинекологом. Если доктор рекомендовал дальнейшее обследование (кольпоскопию, биопсию), то лучшей профилактикой дисплазии и преинвазивного рака станет полное выполнение совета по диагностике и лечению проблем с шейкой.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Руководитель Центра гинекологии, репродуктивной и эстетической медицины, к.м.н., зав. отделением лазерных методов лечения.

Жуманова Екатерина Николаевна имеет сертификаты врача акушера-гинеколога, врача функциональной диагностики, врача ультразвуковой диагностики, сертификат специалиста в области лазерной медицины и в области интимной контурной пластики. Под её руководством отделение лазерной гинекологии осуществляет около 3000 операций в год. Автор более 50 печатных работ, в том числе методических рекомендаций для врачей.