Беременность после удаления миомы

Миома матки часто диагностируется у молодых женщин репродуктивного возраста, и врачи всеми силами пытаются лечить новообразования такими методами, чтобы у пациентки в будущем не возникало проблем с зачатием и вынашиванием беременности. Современные методы терапии позволяют остановить рост миоматозного узла и не прибегать к кардинальным вмешательствам, однако у некоторых пациенток опухоль отличается прогрессивным ростом и распространением. В таких случаях единственным вариантом успешной терапии является хирургическое удаление миоматозных узлов. После подобной операции естественным вопросом не рожавшей женщины или пациентки, желающей иметь еще одного ребенка, является «можно ли забеременеть после удаления миомы?»

Беременность после удаления миомы – основные риски

Удаление миоматозных образований матки чревато развитием многих осложнений, которые в будущем могут негативно повлиять на способность женщины к зачатию и вынашиванию беременности. После перенесенной операции у пациентки возможны следующие осложнения:

Самым распространенным и опасным для беременности осложнением после удаления миомы является формирование рубца. Точный прогноз благоприятности зачатия и вынашивания плода строится на следующих факторах:

Какие осложнения беременности могут возникать после удаления миомы?

Сложности с прикреплением плодного яйца и плаценты

Если после удаление миоматозного узла у женщины на стенке матки остается рубец, то создаются неблагоприятные условия для нормального прикрепления плодного яйца к эндометрию. Оплодотворенная яйцеклетка внедряется в стенку матки там, где нет видоизменений, что приводит к формированию плаценты в неположенном месте. Например, при прикреплении плодного яйца в нижней части матки у женщины в большинстве случаев развивается полное предлежание плаценты. По мере увеличения срока беременности матка будет все больше растягиваться, сосуды плаценты травмироваться, что сопровождается кровотечениями, иногда обильными и угрожающими жизни плода и женщины. О естественных родах в подобной ситуации вообще нет речи, так как плацента собой полностью перекрывает внутренний зев шейки матки – в такой ситуации единственным выходом является плановое кесарево сечение.

При расположении плаценты непосредственно по рубцу матки развивается фетоплацентарная недостаточность – осложнение, при котором нарушается развитие сосудов детского места, в результате чего к плоду не поступает достаточное количество кислорода и питательных веществ. Это может привести к преждевременным родам, задержке развития плода, внутриутробной гибели.

Риск разрыва матки по рубцу

Одним из опасных и угрожающих жизни беременной женщины осложнений после оперативного удаления миомы является разрыв матки по рубцу. Такое осложнение может развиваться, как во время беременности – по мере увеличения срока и натяжения тканей детородного органа растущим плодом, так и в процессе родов. Чрезмерное натяжение тканей матки и угроза разрыва по месту рубца сопровождается такими клиническими признаками:

При разрыве у женщины возникает острая боль в животе, стремительное падение артериального давления, головокружение, тошнота, потеря сознания. Если немедленно не оказать пациентке хирургическую помощь, то быстро наступает смертельный исход.

Истмико-цервикальная недостаточность

Это осложнение чаще развивается после удаления миомы шейки матки и формирования рубца на шейке. Беременность в этом случае наступает нормально, женщина вынашивает ребенка до 14-16 недели, а после высока вероятность развития истмико-цервикальной недостаточности. В случае неоказания своевременной помощи у женщины случается самопроизвольный аборт или преждевременные роды не жизнеспособного плода. Предотвратить подобный исход беременности можно путем наложения на шейку матки пессария или швов.

Наличие рубцов на шейке матки также вызывает сложности в первом периоде родов и приводит к медленному раскрытию шейки и опущению плода в родовые пути. При плохом раскрытии шейки матки врач принимает решение о проведении кесарева сечения.

Когда можно планировать беременность после удаления миомы?

В том случае, если было полостное вмешательство на матке, планирование беременности необходимо отложить минимум на 1 год, чтобы рубец успел сформироваться. Конечно, цикл у женщины восстанавливается сразу и наступление беременности возможно и через месяц после операции, но важно понимать, что вынашивание сопряжено с рисками не только для плода, но и жизни матери.

Роды после удаления миомы

Принимать решение о разрешении женщине самостоятельно рожать после удаления миомы врач может, исходя из таких параметров:

Беременность после удаления миомы требует наиболее внимательного отношения, поэтому планировать ее лучше только с разрешения гинеколога. Когда беременность наступила, женщине необходимо встать на учет в женскую консультацию до 9-10 недели, чтобы исключить развитие возможных осложнений.