Лечение миомы матки

Миома матки является одним из самых распространенных заболеваний репродуктивной сферы, что требует к себе повышенного внимания специалистов. Ежегодно разрабатываются новые методы лечения, которые позволяют снизить риски осложнений заболевания, рост миоматозных узлов и частоту оперативных вмешательств.

Виды лечения миомы матки

Выделяют 4 основных типа лечения миомы матки:

1. Медикаментозное;
  2. Хирургическое:
    1. Органосохраняющее:
      • Абдоминальным доступом;
      • Лапароскопическим;
      • Гистероскопическим;
    2. Радикальное:
      • Гистерэктомия;
    3. Малоинвазивные органосохраняющие методы:
    4. Негормональная терапия

Использование медикаментозных методов лечения направлено на контроль за ростом миомы и развитием симптомов заболевания.

Современная оперативная гинекология основной целью ставит бережное отношение к матке с максимальным применением органосохраняющих операций.

При выполнении радикальной гистерэктомии наблюдаются негативные процессы в женском организме:

Ранее считалось, что постгистерэктомический синдром возникает только при экстирпации матки с придатками с удалением яичников. В настоящее время доказано, что даже сохраненные яичники не дают гарантии, что осложнения в послеоперационном периоде будет отсутствовать. Это связано с равноценным кровоснабжением яичников яичниковой артерией и восходящей ветвью маточной артерии, пересекаемой при гистерэктомии с сохранением придатков.

Выбор метода лечения по классификации Тихомирова

Для выбора метода лечения рационально использовать классификацию А. Л. Тихомирова. Данный тип классификации позволяет гинекологу определить:

По Тихомирову выделяют следующие типы миомы матки:

1. клинически незначимые, с размерами миоматозных узлов до 20 мм, определяемые при УЗИ;
  2. малые множественные миоматозные узлы. При этом отмечается наличие нескольких миоматозных узлов, размер которых не превышает 20 мм, а матка — не более 8 недель беременности;
  3. миома средних размеров, с диаметром миоматозных узлов не более 40 мм;
  4. миома матки больших размеров, с узлами более 60 мм;
  5. субмукозная миома;
  6. миома матки на ножке;
  7. сложная миома матки, при которой имеются сочетанные миоматозные узлы.

Клинически незначимая миома

При клинически незначимой миоме, как правило, отсутствует симптоматика, которая для нее характерна, и выявляется она случайно при плановом проведении ультразвукового исследования органов малого таза. Основной целью терапии на данной стадии заболевания является стабилизация и профилактика роста миоматозных узлов.

Ряд проведенных исследований доказали эффективность использования КОК, или комбинированных оральных контрацептивов, в качестве основного метода лечения на данной стадии патологического процесса.

Среди основных препаратов выделают:

КОК принимается по контрацептивной схеме. При этом происходит подавление овуляции и, как следствие, отсутствие гормональных изменений во время менструального цикла.

Дополнительно отмечается контрацептивный эффект, что снижает вероятность проведения аборта при нежеланной беременности, который относится к факторам риска роста миоматозных узлов.

Малые множественные миомы матки

При малых множественных миоматозных узлах чаще всего имеется клиническая симптоматика в виде меноррагий и метроррагий, дисменореи и бесплодия.

Лечение данного типа миомы проводится в 2 этапа:

1. индукторы регрессии миоматозных узлов;
  2. КОК.

В качестве основных препаратов для первого этапа лечения используют:

На первом этапе использование индукторов регрессии позволяет добиться уменьшения размеров или количества миоматозных узлов. При этом происходит снижение чувствительности рецепторов аденогипофиза к гонадотропин-рилизинг-гормонам, или ГнРГ. В результате женщина входит в псевдоменопаузу, обусловленную гипоэстрогенией.

При необходимости дополнительно гинеколог назначает:

Эстрогенные препараты снижают побочные эффекты, вызванные псевдоменопаузой.

При приеме антагонистов прогестерона побочных эффектов меньше, что связано с отсутствием псевдоменопаузы.

Препараты используются строго по схеме под наблюдением врача.

При уменьшении миоматозных узлов женщина переводится на второй этап лечения, который проводится как при клинически незначимых миомах.

Миома средних размеров

При отсутствии симптомов лечение миомы средних размеров зависит от репродуктивной функции пациентки.

Выделяют следующие варианты терапии:

В качестве препаратов, индуцирующих регресс миоматозных узлов, применяют:

КОК или ЭМА применяются на втором этапе лечения заболевания.

При ЭМА, или эмболизации маточных артерий производят окклюзию сосудистого русла миоматозного узла. В результате проведения процедуры возникает асептический некроз узла с минимальным затрагиванием миометрия.

В случае наличия сложной миомы матки с разным расположением миоматозных узлов лечение проводится в 3 этапа:

1. ЭМА;
  2. консервативная миомэктомия через 1 год;
  3. индукторы регрессии узлов 6 месяцев.

Миома матки больших размеров

Лечение миомы матки больших размеров зависит от расположения миоматозных узлов. При этом применяются оперативные методы лечения:

1. Консервативная миомэктомия;
  2. ЭМА;
  3. Радикальная операция:
    • Надвлагалищная ампутация матки;
    • Экстирпация матки.

Проведение консервативной миомэктомии возможно при субсерозной миоме матки. В остальных случаях отдают предпочтение эмболизации маточных артерий, если размеры матки не превышают 20 недель беременности.

При выполнении радикальной операции по показаниям может быть выполнено удаление яичников, начиная с 48 — 50-летнего возраста. До этого яичники сохраняют, что позволяет снизить риски посткастрационного синдрома.
Субмукозная миома матки

При субмукозной миоме матки проводится хирургическое лечение в виде:

Миома матки на ножке

Если миоматозный узел расположен на ножке, проводят его хирургическое удаление:

При наличии технической возможности предпочтение отдается лапароскопической миомэктомии.

Сложная миома матки

При сложной миоме матки проводится двухэтапное лечение, которое включается в себя:

Дополнительно наряду с гормональными и хирургическими методами лечения применяется негормональная терапия, которая включает в себя:

При миоме противопоказаны:

Негормональные методы лечения патологического состояния направлено на борьбу с факторами риска причин возникновения миомы.

Заключение

Лечение миомы матки проводится по назначению врача и зависит от возраста женщины, ее детородной функции, размеров матки и миоматозных узлов.

Выбор метода терапии и тактики ведения пациентки выбирает лечащий гинеколог. Однако, следует помнить, что женщинам с заболеваниями щитовидной железы, которые проявляются гипо- или гипертиреозом, противопоказаны антагонисты ГнРГ. При наличии сопутствующих заболеваний необходимо поставить в известность гинеколога.