Можно ли родить с миомой матки

За последние годы резко возросла выявляемость этого доброкачественного новообразования. Происходит это из-за двух факторов: повсеместное использование ультразвуковой диагностики и увеличение возраста впервые беременных женщин.
Каждая женщина репродуктивного возраста, у которой выявили наличие миомы матки, задается вопросами о влиянии этого фактора на возможность выносить и родить здорового ребенка.

Как миома может повлиять на зачатие

Наличие доброкачественного образования в полости матки не может само по себе стать причиной женского бесплодия. Однако на возможность самостоятельного зачатия могут повлиять факторы, связанные с размерами и расположением миоматозных узлов. Среди них отмечают:

При размерах узлов до 3–4 см и их подслизистом расположении устранение производят путем проведения гистерорезектоскопии (эндоскопический метод). При этом планирование беременности разрешается уже через 2–3 месяца.

Если же размеры опухоли превышают 12 недель беременности, то операция производится открытым доступом и в этом случае женщина может планировать беременность не раньше, чем через год после проведенной операции…

Если миоматозные узлы располагаются на наружной стенке матки или в толще мышечной стенки, и их размеры не превышают 3 см, то при таком варианте самостоятельное наступление беременности происходит беспрепятственно.

Влияние миомы на течение беременности

В большинстве случаев наличие миомы матки никак не сказывается на внутриутробном развитии плода. Однако женщин с данной патологией необходимо наблюдать намного тщательней, чем при ее отсутствии. В процессе вынашивания ребенка могут потребоваться дополнительные ультразвуковые обследования для контроля роста узлов и их влияния на расположение плаценты.

При диагностировании миомы матки при беременности возможно развитие следующих неблагоприятных для вынашивания ситуаций:

Вероятность возникновения вышеперечисленных осложнений возрастает при больших размерах опухоли (более 5 см), а также, если возраст беременной превышает 30 лет. По статистике риск самопроизвольного выкидыша имеется у 50% беременных с доброкачественным новообразованием, а преждевременное наступление родов (до 37 недель) происходит в 20–25% случаев.

Естественные роды или кесарево сечение?

Наличие доброкачественной опухоли в полости матки не является препятствием для самостоятельного родоразрешения при условии отсутствия патологии беременности со стороны матери и плода. Однако в любом случае женщины с такой патологией госпитализируются в стационар заблаговременно на 37–39 неделе.

Плановое кесарево сечение производится при наличии следующих факторов, связанных с наличием миомы:

При родоразрешении женщин с миомой матки следует учитывать, что у них повышен риск возникновения преждевременной отслойки нормально расположенной плаценты. Особенно часто это происходит при расположении детского места по задней стенке матки. Поэтому роды даже через естественные родовые пути следует проводить при готовности развернуть экстренную операционную.

При произведении кесарева сечения иногда хирург принимает решение удалить миоматозный узел. Это происходит, если опухоль препятствует извлечению плода или мешает при наложении швов на матку. В иных случаях удаление миомы не целесообразно, так как этим действием можно вызвать сильнейшее кровотечение.

Особенности послеродового периода с миомой матки

В большинстве случаев у женщин с миомой после родов не возникает каких-либо осложнений. Однако все же существует некоторый риск развития неблагоприятных ситуаций. Среди них:

Непосредственно после родов размеры миоматозных узлов могут увеличиться. Происходит это в связи с резкой гормональной перестройкой. Грудное вскармливание в свою очередь помогает организму естественным образом уменьшить опухоль, иногда даже происходит ее редукция.