Причины возникновения миомы матки у женщин

Причины возникновения миомы матки у женщин до настоящего времени находятся в стадии активной разработки. Ученые спорят и выдвигают теории развития заболевания. Существует ряд доказанных факторов риска развития патологического процесса.

Первичная консультация бесплатная!

Задать вопрос можно также через форму обратной связи.

Основные причины развития миомы матки

В настоящее время существует несколько теорий патогенеза патологического состояния. Среди них наибольшее значение имеют теории:

Мезенхимальная теория

В основе мезенхимальной теории развития миомы матки лежит мутация мезенхимальных клеток во время эмбрионального развития плода.

Гладкие мышцы развиваются с 14 по 30 неделю эмбрионального периода. Если в это время было воздействие мутагена, то появляются измененные клетки-предшественники, которые могут активизироваться в период полового созревания. Их рост обычно отмечается в результате активной работы яичников под влиянием эстрогенов и прогестерона.

Инфекционная теория

Инфекционная теория развития миомы матки выдвинута А. Л. Тихомировым. В ее основе лежат исследования морфологического и гистохимического характера зон роста.

Зоны роста образуются из-за гиперпластических процессов при локальной ишемии миометрия. При сравнении тканей миоматозного узла и тканей его окружающих выявлено повышение микробной флоры и мононуклеарные скопления в узле.

Гормональная теория

Многие исследователи в основу патогенеза миомы матки выделяют влияние половых гормонов.

Первая группа за основу берет гиперэстрогению. Под воздействием факторов риска может возникать локальная ишемия миометрия, что приводит к дистрофическим изменениям вегетативной нервной системы и микроциркуляторном русле матки. Это приводит к повышению уровня эстрогенов. Под воздействием гормонов происходит пролиферация тканей с образованием зачатка миоматозного узла.

Во второй группе ведущая позиция отдается прогестерону. Считается, что активный рост миоматозных узлов происходит в фазу секреции. При гистохимическом исследовании выявлено повышение митотической активности клеток узла по сравнению с непораженным миометрием. Доказано, что прогестерон повышает частоту мутаций клеток миометрия.

По результатам исследований одним из методов лечения миомы матки заключается в приеме антипрогестинов.

В третьей группе ключевую роль в этиопатогенезе миомы матки играет комплементарное влияние эстрогенов и прогестрона. А. Л. Тихомиров выдвинул теорию о воздействии прогестерона в периферическом росте миомы через эстрогены. При этом возникает двойное действие гормонов:

Дополнительно в патогенетическое развитие миомы матки вовлечены:

Данные гормоны обладают митотической активностью клеток миометрия. Синтез пролактина происходит в миометрии и миоме.

Неоваскуляризационная теория

Доказано, что рост миомы матки связан с процессами неоваскуляризации. В результате процессов ангиогенеза происходит врастание сосудов в миоматозный узел.

Опухоль продуцирует факторы роста, стимулирующие ангиогенез. Факторы роста контролируются прогестероном и повышают пролиферативную способность гладких клеток мышц матки.

Теория апоптоза

Большинство ученых считают, что в основе патогенеза заболевания лежит апоптоз.

Патогенез миомы матки включает в себя 3 основные стадии:

1. появление активной зоны роста в миометрии, которая имеет вид двух периваскулярных клеточных муфт. В муфтах происходит усиленная пролиферация мышечных клеток гладкого типа с активизированным метаболизмом;
  2. рост опухоли без признаков дифференцировки;
  3. рост опухоли с дифференцировкой, созреванием и фиборозированием.

Иммунная теория

При пролиферирующем типе миомы матки происходит угнетение клеточного иммунитета женского организма.

В работе Л. Н. Василевской выделено 3 варианта развития миомы матки:

1. вовлечение гипоталамо-гипофизарной системы;
  2. выраженные нарушения функции яичников;
  3. изменения функции матки.

Доказано, что часто миома матки сопровождается сопутствующей патологией щитовидной железы и дисгормональными заболеваниями молочной железы.

Психосоматическая теория

В основе психосоматической теории развития миомы матки лежит синдром психоэмоционального напряжения, из-за которого нарушается работа гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системы.

Генетическая теория

Считается, что миома матки может возникать в результате аутосомно-рецессивного наследования. При этом до 60% миом имеют нормальный кариотип. В остальных случаях может возникать хромосомная патология, отвечающая за аномальный рост миомы.

Факторы риска развития миомы матки

Из наиболее распространенных факторов риска развития миомы выделяют:

Заключение

Многочисленные исследования женщин с установленным диагнозом «миома матки» свидетельствуют о том, что заболевания носит полифакторный характер.

В настоящее время миома матки имеет тенденцию к «омоложению». Так, в 1960-70-е годы операции у женщин по поводу удаления миомы в возрасте до 30 лет были единичными, а сейчас их частота составляет 5% и более.

В связи с этим необходимо тщательное наблюдение за женщинами с повышенным риском развития патологического состояния со стороны врачей.