Остеопороз у женщин: лечение, симптомы, диагностика

• В нашей гинекологии цены 2014 года на все услуги!
  • Высокотехнологичная помощь БЕСПЛАТНО в рамках ОМС!
  • 100% конфиденциальность!
Задать вопрос или записаться
Диагностика и лечение остеопороза в крупнейшем и самом современном центре Москвы
остеопороз

Остеопороз – это патологическая хрупкость костной ткани в организме человека, обусловленная выраженными нарушениями обмена веществ на фоне эндокринных расстройств. Основной причинный фактор остеопороза — гормональный дисбаланс, обусловленный длительной и выраженной недостаточностью эстрогенов. Большое значение имеет недостаток кальция в пище на всем протяжении жизни женщины, что особенно актуально в периоды вынашивания плода. Негативное влияние на состояние костей оказывают вредные привычки. Лечение требуется комплексное: важно не только обеспечивать женский организм микроэлементами и витаминами, но и своевременно устранять эстрогеновый дефицит.

Запишитесь на прием к гинекологу и мы решим вопрос вместе!

Записаться на осмотр к гинекологу

В нашем Центре всегда уютная атмосфера, а кабинеты оснащены современным диагностическим оборудованием

Высокотехнологичная
помощь БЕСПЛАТНО
в рамках ОМС!

Более 10000 женщин
проходит у нас обследование
ежегодно

Для вас работают врачи
высшей категории, кандидаты
и доктора наук

Применяем уникальные
малоинвазивные органосохраняющие
методы лечения

Причины остеопороза у женщин

Первая половина жизни женщины — это время формирования и укрепления костной ткани. До 30-летнего возраста постоянно происходят процессы образования новых клеток костей. Однако после этого возраста процессы разрушения костной основы становятся преобладающими, достигая максимальных значений в старческом возрасте. Основными причинами остеопороза являются:

• гормональный дефицит;
  • наследственная предрасположенность.

Большое значение для первых проявлений остеопороза имеют факторы риска, к которым относятся:

• поздний период наступления менархе (первой в жизни девочки менструации, после 15 лет);
  • раннее наступление менопаузы (в период 40-45 лет);
  • наличие в семье родственниц с частыми переломами костей;
  • низкая масса тела и хрупкое телосложение с тонкими костями;
  • гормональные нарушения в репродуктивном возрасте, проявляющиеся длительным отсутствием менструаций, скудными месячными и бесплодием;
  • большое количество беременностей;
  • многократное и длительное кормление грудью;
  • хирургические операции на придатках в любом возрасте женщины.

Очень важны для развития остеопороза факторы риска, связанные с образом жизни и особенностями питания:

• длительный стаж курения;
  • частое употребление алкоголя и кофеиносодержащих напитков;
  • чрезмерно избыточные физические нагрузки;
  • игнорирование активного образа жизни;
  • выраженный недостаток кальция и витамина D в пище;
  • отказ от молочных продуктов, связанный с непереносимостью или с вкусовыми пристрастиями;
  • преобладание в рационе мясной пищи.

Особенности питания и образа жизни являются предотвратимыми факторами риска остеопороза. Если человек вовремя изменит пищевое поведение, откажется от курения и алкоголя, начнет заниматься физкультурой, то риск переломов в будущем можно резко снизить или полностью предотвратить.

Виды остеопороза у женщин

Выделяют два типа остеопороза — первичный и вторичный.

01.
Первичный

Варианты:

• постменопаузальный (с момента прекращения месячных);
  • старческий (после 70 лет);
  • юношеский (обусловленный генетическими причинами);
  • идиопатический (необъяснимый).

02.
Первые проявления при уже существующей патологии

Большое количество разнообразных болезней может стать причиной повышенной хрупкости костной ткани, приводящей к повышенному риску переломов. Чаще всего к этому типу остеопороза относятся следующие болезни и состояния:

• эндокринные;
  • ревматизм;
  • почечная патология;
  • серьёзные пищеварительные расстройства;
  • болезни крови;
  • длительный приём некоторых лекарственных средств;
  • алкоголизм.

типы остеопороза

Наиболее часто остеопороз встречается у женщин старше 60 лет, поэтому постменопаузальный вариант болезни преобладает в общем количестве всех людей, страдающих частыми переломами.

Остеопороз у женщин: симптомы

Самым ярким проявлением остеопороза являются травматические переломы костей. У женщин старшего возраста на 40% возрастает риск следующих проявлений болезни:

• перелом бедра в области сустава (шейки бедра);
  • типичный перелом предплечья (лучевой кости);
  • смещение и переломы позвонков, чаще в области поясничного отдела позвоночника.

Помимо этого возможны следующие симптомы:

• постоянные или периодические болевые ощущения в костях и позвоночнике, усиливающиеся при физической нагрузке или длительном нахождении в однотипной позе;
  • постепенное и неуклонное снижение роста с возрастом;
  • изменение осанки с формированием сутулости и искривления позвоночника;
  • возникновение трудностей и сложностей при движении.

Очень часто женщина даже не подозревает о наличии остеопороза, пока не случится первый перелом. Закончив лечение у травматолога, женщине нужно пройти полное обследование с целью выявления остеопороза. Врач выявит характерные признаки и предложит варианты лечения.

Диагностика остеопороза у женщин

Общая методика обследования складывается из лабораторных и инструментальных методов исследования. Врач назначит клинические анализы, с помощью которых можно определить признаки разрушения костей (по специальным показателям, выявляемым исследованием крови и мочи).

Оптимальными будут следующие диагностические исследования:

• рентгенография позвоночника, с помощью которой можно оценить состояние позвонков и наличие остеопорозных изменений костной ткани;
  • ультразвуковая денситометрия;
  • рентгеновская денситометрия, позволяющая выявить плотность костной ткани и риск переломов;
  • фотонная денситометрия, используемая в 2 вариантах (однофотонная для массового скрининга и двухфотонная для точного определения минеральной плотности костей);
  • компьютерная томография с количественной оценкой состояния костей.

Список обязательных исследований:

• клинический анализ крови;
  • оценка функции щитовидной железы (ТТГ, паратгормон);
  • биохимический анализ крови: кальций, креатинин, фосфор, магний, АЛТ, АСТ, общий белок, щелочная фосфатаза, 25(ОН)Д, гамма-ГТ, глюкоза;
  • анализ суточной или разовой порции мочи на кальций или фосфор.

Важно

Комплексное обследование позволяет своевременно выявить риск переломов и начать лечебные мероприятия по предотвращению осложнений остеопороза. Даже если нет никаких жалоб, всем женщинам после 45 лет желательно проходить скрининговое обследование, чтобы вовремя заметить изменения минеральной плотности костей. Обычно после 50 лет каждая женщина теряет минимум 1% костной массы в области поясничных позвонков, и это считается нормальным. Если при обследовании выявляется превышение этой цифры, то недостаточно только профилактических мероприятий: при риске переломов врач назначит лечение.

Все методы лечения предоставляются по разумным ценам и обеспечивают качество высшего класса! Мы заботимся о вашем здоровье!

Остеопороз у женщин: лечение

Лечение остеопороза проводится и гинекологом, и эндокринологом.

Основные препараты в лечении остеопороза:

• Антирезорбтивные — для подавления резорбции костей. Это препараты, содержащие бифосфонаты и деносумаб.
  • Анаболические — для стимуляции образования костной ткани. Основной препарат — терипаратид.
  • Заместительная гормональная терапия — назначается гинекологом, подбор препаратов осущестлвяется индивидуально.
  • Прием витамина Д и кальция используется только в качестве дополнения к основной терапии.

В каждом конкретном случае врач будет подбирать гормональную терапию, учитывая возраст, сопутствующие болезни и состояние репродуктивных органов (матки, яичников, молочных желёз). Заместительная гормонотерапия — это серьёзное вмешательство в естественный ход событий, поэтому терапия должна проводиться под постоянным контролем врача.

Если гормональные средства противопоказаны или нет необходимости в выраженном воздействии на организм женщины, можно применять другие, достаточно эффективные средства для поддержания костной массы и снижения болевого синдрома. Врач оценит состояние здоровья и примет решение по терапии остеопороза.

Помимо эффективной медикаментозной терапии могут и должны применяться следующие виды лечения и рекомендации:

• специальная диетотерапия;
  • массаж;
  • лечебная физкультура;
  • формирование определённого образа жизни, максимально предотвращающего риск травм и падений;
  • использование корсета при выраженных изменениях в позвоночнике.

Профилактика остеопороза у женщин

Остеопороз является очень опасной проблемой: любое падение или травма для пожилой женщины может стать причиной перелома костей. Уменьшение костной массы приводит к изменению осанки. Если врач выявил высокий риск остеопороза, то необходимо начать заместительную гормонотерапию с момента прекращения менструаций. Важно последовательно и в полном объёме выполнять рекомендации врача, чтобы не стать обузой родственникам в осенний период жизни.

Опыт
Руководитель Центра гинекологии, онкологии, репродуктивной и эстетической медицины, д.м.н., зав. отделением лазерных методов лечения
  • Жуманова Екатерина Николаевна имеет сертификаты врача акушера-гинеколога, врача функциональной диагностики, врача ультразвуковой диагностики, сертификат специалиста в области лазерной медицины и интимной контурной пластики.
  • Под руководством Екатерины Николаевны отделение лазерной гинекологии осуществляет около 3000 операций в год. Автор более 50 печатных работ, в том числе методических рекомендаций для врачей.
фото беременной девушки

Миома матки часто диагностируется у молодых женщин репродуктивного возраста, и врачи всеми силами пытаются лечить новообразования такими методами, чтобы у пациентки в будущем не возникало проблем с зачатием и вынашиванием беременности….

Есть вопрос?
Мы созвонимся с Вами в кратчайшие сроки, чтобы проконсультировать по имеющимся вопросам. Гарантируем 100% анонимность