Лечение миомы матки без операции

Консервативное лечение миомы матки получило широкое распространение с 1970 — 1980-х годов. Скачок развития неоперативной терапии был связан с разработками новых теорий патогенеза развития патологического процесса и появлением новых методик лечения.

Первичная консультация бесплатная!

Задать вопрос можно также через форму обратной связи.

До настоящего времени ведутся исследования патогенеза заболевания, что позволяет расшить показания к консервативной терапии миомы.

Лечение миомы матки без операции возможно при отсутствии показаний к хирургическому лечению, а также для уменьшения размера опухоли перед проведением операции.

Консервативное лечение может быть назначено, если:

Выделяют 3основных типа консервативной терапии миомы матки:

Негормональное лечение миомы матки

Под негормональным лечением миомы матки подразумевается:

Дополнительно проводятся мероприятия, направленные на устранение факторов риска развития заболевания. Среди них наибольшее значение имеют:

1. устранение местных факторов, которые могут приводить к росту миоматозных узлов:
    • воздействие ультрафиолета;
    • тепловые процедуры на область малого таза;
    • бани, сауны;
  2. диетотерапия и лечебная физкультура с целью коррекции метаболических нарушений, связанных с:
    • сахарным диабетом;
    • ожирением;
  3. коррекция менструальной функции;
  4. подбор контрацептивных методов предохранения;
  5. профилактика и своевременное лечение воспалительных заболеваний мочеполовых органов;
  6. лечение сопутствующих заболеваний;
  7. корректировка нарушений иммунной системы.

Гормональная терапия

Медикаментозная терапия при миоме матки направлена на контроль за ростом узлов.

Выбор препарата для лечения миомы матки зависит от типа миомы, ее размеров и локализации.

По классификации А. Л. Тихомирова неоперативное лечение миомы возможно при:

Неоперативному лечению подвергаются все типы миом. При этом гормональная терапия назначается и после проведения оперативного вмешательства и удаления миомы матки.

Внимание!

Препараты могут назначаться лечащим врачом. Указанная информация носит ознакомительный характер.

Клинически незначимая миома

К клинически незначимой относится миома, узлы при которой составляют не более 20 мм в диаметре и не вызывают характерную для миомы симптоматику и жалобы. При этом матка имеет нормальный размер. Данный тип миомы чаще всего встречается как находка на УЗИ.

Лечение клинически незначимой миомы необходимо начинать с момента ее обнаружения, что значительно снижает риски роста опухоли и развития ряда осложнений.

Прием КОК подавляет процессы овуляции, что приводит к отсутствию образования желтого тела, секретирующего прогестерон.

Прогестерон относится к митогенам, что может способствовать стимуляции пролиферативных процессов в матке и росту узла.

Действие контрацептивных препаратов направлено на:

В качестве основных препаратов применяются по контрацептивной схеме:

1. КОК, содержащие дезогестрел:
    • (a) низкодозированные:
      • Регулон;
      • Марвелон;
    • (b) микродозированные:
      • Новинет;
  2. Внутриматочный контрацептив:
    • Мирена, содержащая левоноргестрел. Сохраняет контрацептивный эффект в течение 5 лет.

Множественная миома матки малых размеров

При множественной миоме матки малых размеров имеется несколько миоматозных узлов, диаметром до 20 мм. Размер матки при этом не превышает 8 недель гестации.

Медикаментозная терапия проводится в 2 этапа:

1. 1 этап заключается в приеме индукторов регрессии миоматозных узлов;
  2. 2 этап соответствует терапии клинически незначимой миомы.

Среди индукторов регрессии миоматозных узлов применяются:

1. аналоги гонадотропин-рилизинг-гормонов, или ГнРГ:
    • гозерелин — препарат Золадекс-депо;
    • лейпрорелин — препарат Люкрин-депо;
    • трипторелин — препарат Диферелин;
    • бусерилин — препарат Бусерилин;
  2. антагонисты прогестерона:
    • Мефипристон;
  3. антигонадотропины:
    • производное этинилтестостерона — препарат Даназол.

Механизм действия аналогов ГнРГ основан на развитии псевдоменопаузы, которая вызывается сниженной чувствительностью рецепторов аденогипофиза к гормонам, вследствие чего происходит уменьшение выработки гонадотропинов. В результате развивается гипоэстрогения с признаками климакса.

Данная группа препаратов назначается на срок 6 месяцев. Имеет множество побочных эффектов, связанных с псевдоменопаузой. Дополнительно производится назначение препаратов заместительной гормональной терапии или КОК.

Механизм действия антагониста прогестерона связан с блокировкой прогестероновых рецепторов, что снижает выработку гормона и его пролиферативное действие на матку.

Прием препаратов данной группы в течение 3 месяцев позволяет снизить размер миоматозных узлов на 50 — 60%. При этом отсутствует развитие псевдоменопаузы, что существенно снижает количество и степень выраженности побочных эффектов.

В настоящее время назначение антигонадотропинов ограничено, что связано с:

Миома средних размеров

При миоме матки средних размеров узлы не превышают 40 мм, а лечение зависит от репродуктивной функции пациентки и планирования беременности.

Если женщина планирует беременность, предпочтительно назначение консервативной миомэктомии с последующим гормональным лечением.

Если беременность не планируется, то лечение начинается с аналогов ГнРГ или антагонистов прогестерона первым этапом. После проведения курса лечения на втором этапе назначается терапия КОК. Второй вариант лечения — эмболизация маточных артерий, или ЭМА.

Малоинвазивные методы лечения

К малоинвазивным методам лечения миомы матки относятся:

Данные методы терапии позволяют добиться максимальной эффективности в лечении гинекологического заболевания путем новейших разработок в медицине.

ЭМА

ЭМА — один из современных методов лечения миомы матки без операции.

ЭМА представляет собой окклюзию артерий при помощи эмболизирующих веществ. После процедуры происходит дегидратация с развитием асептического некроза и гиалиноза узла миомы. Неизмененная ткань миометрия не страдает.

Эмболизацию возможно проводить при:

Период реабилитации после ЭМА составляет в среднем 10 дней.

ФУЗ-абляция

Это воздействие на ткань миомы фокусированным ультразвуком под контролем МРТ.

Преимущество процедуры заключается в ее неинвазивном характере с точным воздействием на миоматозный узел.