Реабилитационный период после удаления миомы

Вид операции и оперативного доступа являются определяющим критерием течения послеоперационного и реабилитационного периодов после хирургического вмешательства при миоме матки.

Первичная консультация бесплатная!

Задать вопрос можно также через форму обратной связи.

При миоме матки могут быть использованы следующие операции:

1. Органосохраняющие:
    • Абдоминальным доступом;
    • Лапароскопическим;
    • Гистероскопическим;
  2. Радикальная — гистерэктомия:
    • Ампутация — с сохранением шейки матки;
    • Экстирпация.

При органосохраняющем типе операции производится удаление только миоматозных узлов с сохранением матки. Радикальная операция предполагает удаление матки с придатками или без них по показаниям.

Послеоперационным периодом называется время от момента проведения оперативного вмешательства до восстановления работоспособности пациентки.

В послеоперационном периоде выделяют 3 этапа со своими особенностями и осложнениями:

1. Ранний;
  2. Поздний;
  3. Отдаленный.

Ранний послеоперационный период

Под ранним послеоперационным периодом подразумевается время от момента операции до выписки женщины из стационара.

Среди основных задач на первом этапе реабилитации выделяют:

Транспортировка женщины в реанимационное отделение после хирургического вмешательства осуществляется при полном восстановлении самостоятельного дыхания.

В палате интенсивной терапии на 30 минут на область живота кладется пузырь со льдом, что проводится в качестве профилактики раннего кровотечения.

Посленаркозные осложнения

Посленаркозный период длится до полного пробуждения пациентки под контролем медперсонала, что связано с риском развития осложнений после наркоза:

Нарушение сердечного ритма и дыхания, западение языка связаны с расслаблением мышц.

Опасность западения языка заключается в возможном перекрытии им просвета дыхательных путей. При рвоте также может возникнуть асфиксия в результате регургитации и аспирации рвотными массами.

Основной метод профилактики данных осложнений — постоянный контроль за пациенткой и поворот головы набок.

Нарушенная терморегуляция может проявляться в виде гипо- или гипертермии, что требует согревания или охлаждения женщины.

Основной жалобой пациентки после удаления миомы матки является боль разной интенсивности в области послеоперационной раны. Для избегания осложнений, связанных с болью, применяются медикаментозные и нефармакологические методы, направленные на:

С целью профилактики ранних послеоперационных осложнений женщине рекомендовано:

В раннем послеоперационном периоде женщине назначаются следующие препараты:

1. при необходимости наркотические и ненаркотические анальгетики с целью адекватного обезболивания;
2. антибактериальные препараты с целью профилактики гнойно-септических осложнений;
3. антикоагулянты с целью профилактики образования тромбов;
4. инфузионная терапия с целью восполнения объема циркулирующей жидкости, или ОЦК, в результате кровопотери.

Ранние послеоперационные осложнения

Среди ранних послеоперационных осложнений после удаления миомы матки выделяют:

1. изменение послеоперационного рубца в виде:
    • воспаления, которое сопровождается гиперемией, отечностью и болезненностью;
    • гнойного отделяемого из раны;
    • расхождения швов;
  2. изменения мочеиспускания в виде:
    • болезненных ощущений;
    • резей;
    • травматического уретрита из-за повреждения слизистой оболочки мочеиспускательного канала;
  3. кровотечение:
    • наружное;
    • внутреннее, обусловленное недостаточным гемостазом.
  4. ТЭЛА, или тромбоэмболия легочной артерии, возникающая из-за закупорки ветвей легочной артерии тромбами;
  5. тромбофлебит;
  6. перитонит, который возникает из-за воспаления брюшины;
  7. гематомы в области послеоперационного шва;
  8. пневмония гипостатического типа;
  9. непроходимость кишечника паралитического типа;
  10. сердечно-сосудистая недостаточность.

В норме мажущие кровяные выделения после операции продолжаются до 10 — 14 дней, что связано с процессами регенерации тканей.

Выписка из стационара зависит от типа оперативного доступа:

Поздний послеоперационный период

Под поздним послеоперационным периодом подразумевается период от момента выписки из стационара в течение двух месяцев.

Поздние послеоперационные осложнения

Среди поздних постоперационных осложнений выделяют:

Реабилитационный период

В поздний послеоперационный период необходимо соблюдение рекомендаций врача для минимизации риска развития осложнений и более быстрого восстановления организма женщины.

В течение 2 месяцев после проведения оперативного вмешательства женщине рекомендовано:

Если женщине проведена органосохраняющая операция, необходима обязательная контрацепция в течение 1 года.

При необходимости дополнительно врач подбирает гормональную терапию.

Больничный лист выдается женщине на время восстановительного периода, который зависит от вида операции:

Отдаленный послеоперационный период

Отдаленным послеоперационным периодом называется время до окончательного исхода заболевания в виде:

Среди отсроченных осложнений выделяют:

Спаечный процесс

Спаечный процесс является следствием оперативного вмешательства на органах брюшной полости. Спайки представляют собой тяжи из соединительной ткани, которые могут образовываться между брюшиной, внутренними органами.

Одним из основных средств профилактики спаек в раннем послеоперационном периоде является ранняя двигательная активность.

Климактерический синдром

Климактерический синдром представляет собой развитие менопаузы у женщины детородного возраста в результате гистерэктомии. При этом операция может проходить с удалением или оставлением придатков.

Данное осложнение переносится тяжело вследствие резкой гормональной перестройки женского организма. Симптомы аналогичны климактерическим и проявляются в виде:

В зависимости от возраста женщины назначается заместительная гормональная терапия, которая может включать в себя прием:

ЗГТ назначается через 1 — 2 месяца после операции на срок от 2 — 3 месяцев до 10 и более лет женщинам до 60-летнего возраста при отсутствии противопоказаний.

Остеопороз

Остеопороз развивается в результате снижения выработки эстрогенов. При этом наблюдается снижение концентрации кальция в организме, что приводит к истончению костной ткани и повышению риска переломов.

Опущение влагалища

Опущение влагалища после удаления матки связано с:

В ряде случаев проводится пластика влагалища.

Послеоперационный период после гистероскопической миомэктомии

Гистероскопическая миомэктомия проводится при субмукозном типе миоматозного узла.

Выполняется оперативное вмешательство на 5 — 7 день менструального цикла. После операции женщина может покинуть стационар в день ее проведения.

Гистероскопическое вмешательство относится к органосохраняющей операции и имеет короткий реабилитационный период, который занимает 14 дней.

Планирование беременности возможно спустя 6 — 12 месяцев после операции.

Послеоперационный период требует соблюдения рекомендаций врача в течение 1 месяца. В это время запрещено:

Дополнительно назначается гормональная терапия.

Осложнения гистероскопической миомэктомии

Среди возможных осложнений гистероскопической миомэктомии выделяют: